Тема урока: «Правописание -Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» (первый урок по теме) Тип урока: объяснение нового материала Уровень подготовленности класса: высокий
Цели урока: I. Познавательные: 1. Отрабатывать умения отличать причастия и прилагательные, образованные от глаголов. 2. Формировать навыки написания -Н- и -НН- в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. II. Практические: 1. Учить видеть слова с новым видом орфограмм. 2. Формировать умение группировать слова с -Н- и -НН- по вариантам написания и обосновывать условия выбора. 3. Учить применять изученное орфографическое правило в процессе выполнения упражнений (нахождение слов с новым видом орфограмм в сочетании с группировкой по условиям выбора -Н- и -НН-; конструирование предложений в сочетании с орфографическим разбором; расширение текста в сочетании с орфографическим разбором; выборочно-распределительный диктант). III. Общепредметные: 1. Учить работать в группах. 2. Развивать логическое мышление через сравнение, классификацию и анализ слов с -Н- и -НН-. 3. Научить определять литературные нормы произношения слов с -Н- и -НН- по толковому и орфоэпическому словарю.
Средства обучения:
Компьютер, соединённый с локальной сетью, мультимедийный проектор, экран.
План урока:
1. Организационный момент 1 мин. 2. Объяснение нового материала 15 мин. 3. Формирование знаний и умений 19 мин. 4. Подведение итогов урока 3 мин. 5. Постановка домашнего задания 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент: Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с орфографией причастий и выясним условия выбора ещё одной орфограммы буквенного типа. Запишите в тетрадях число и вид работы, оставьте строчку для названия темы урока. II. Объяснение нового материала: Организация восприятия темы:
Зрительное восприятие: - Прочитайте эти «вкусные» предложения
Пирожки бывают [п’иэч’о́ныj’ь ], [жа́р’ьныj’ь ] и [ пр’а́жъныj’ь ]. Множество пирожков, [исп’иэч’о́́ных ], [паджа́р’ьных ] и [напр’а́жьных] ждало гостей. Пирожки, [п’иэч’о́́ныj’ь ] в духовке, [ жа́р’ьныj’ь ] на сковородке и [ пр’а́жъныj’ь] в сотейнике, лежали на блюдах красивыми горками.
Для справки: * Пряженец (пряженик) (устар.) – лепёшка, пирожок, жаренный в масле. * Сотейник – сковородка с высокими прямыми боками.
-Молодцы! Вы умеете читать транскрипцию. Что вы можете сказать о затранскрибированных словах? (Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета, в том числе по действию. Употреблены в полной форме. Изменяются по числам, падежам. Это страдательные причастия и прилагательные). - Что ещё можно добавить к сказанному? (Мы должны понять, почему и зачем именно эти слова затранскрибированы; нам необходимо увидеть какую-то закономерность). - Итак, нам нужно узнать, как образуются эти слова и как они пишутся. А чтобы не ошибиться, проведём небольшую исследовательскую работу. В фонетической записи просматривается одна -Н-. Но это всего лишь фонетическая запись. Давайте звуковую запись переведём в буквенную.
Пирожки бывают печёные, жареные и пряженые. Множество пирожков, испечённых, поджаренных и напряженных, ждало гостей. Пирожки, печённые в духовке, жаренные на сковородке и пряженные в сотейнике, лежали на блюдах красивыми горками.
Несложно заметить, что в буквенной записи встречаются варианты. Поэтому мы будем искать закономерность. Проведём классификацию, группировку слов. Понятийное восприятие: - Какого типа выделенная орфограмма? - Где она находится в слове? - Сколько вариантов написания имеет? - В какой части речи встречается? - Какой же может быть гипотеза исследования исходного материала? (Учащиеся предлагают свои гипотезы: «Правописание суффиксов прилагательных и причастий», «Правописание -н- и -нн- в суффиксах прилагательных и причастий»). Вывод: Значит, нам предстоит познакомиться с условиями выбора орфограммы буквенного типа, которая находится в суффиксе слова, имеет два варианта написания и встречается в причастиях и отглагольных прилагательных. Запишем название орфограммы « Одна и две буквы -Н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных». Осознание сути нового материала: - Выясним условия выбора одной и двух букв -Н- в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных. Распределим слова по вариантам написания. А теперь я буду графически обозначать условия выбора, а вы следите за обозначениями, переносите их в тетрадь и обдумывайте, от каких условий зависит написание сгруппированных слов. А поможет вам в работе «Подсказка (и в шутку и всерьёз)».
Перед вами предложение-код, которое поможет понять и легко запомнить правило:
«Подсказка (и в шутку и всерьёз)».
Солёные (нет приставки и зависимого слова) хрустящие и щедро соленные (есть зависимое слово) огурчики совсем не то, что недосоленные (есть приставка) и несолёные (приставка НЕ не влияет на написание)
Защита работ учениками (работа в группах): - Сколько групп слов у вас получилось? - От наличия каких особенностей зависит написание слов первой группы? (В отглагольных прилагательных на - НЫЙ печёный, жареный, пряженый нет приставок и зависимых слов, поэтому пишется одна буква -н-). - Второй? (В полных страдательных причастиях испечённый, поджаренный, напряженный , имеющих приставку (кроме НЕ), пишется -нн-). - Третьей? (Печённые в духовке, жаренные на сковородке, пряженные в сотейнике – это причастия с зависимыми словами. В них мы тоже пишем две буквы -н-.) - Абсолютно верно! Молодцы! Но обратите внимание, стоит убрать зависимое слово или приставку, и они потянут за собой второе - н-.
А теперь загадка: - Почему одинаково пишутся слова маринованный и замаринованный, пастеризованный и пропастеризованный? Здесь нет ни зависимых слов, ни приставки, а пишется -нн-.
Учащиеся разбирают слова по составу и приходят к выводу, что в их составе не один, а два суффикса: суффикс глагола (-ова-/-ева-)и прилагательного (причастия) - нн. - Значит, можно сказать: прилагательные и причастия на -ованный, -еванный пишутся с двумя -нн-. - А почему же тогда в словах кованый, жеваный пишется одна буква -н-? - Найдите корень этих слов. Подберите родственные слова: Кованый – ков-а-ть, ков-к-а Жёваный – жев-а-ть, жв-ачк-а Теперь видно, что -ов-, -ев- входят в состав корня, а не суффикса.
- Образуйте от глаголов солить, топить, варить, купить прилагательные, а потом причастия. (Варёный горох – сваренный гороховый суп – варенный в кастрюле суп; солёные грибочки – пересоленная каша – соленные в берёзовой кадушке грибы; топлёное молоко – жарко топленная комната – истопленная печь, купленные в ближайшем гастрономе продукты).
Справка: Обратите внимание на значение и произношение следующих слов:
Варенный(прич.) в кастрюле – варёный(прил.) суп; груженный(прич.) арбузами – гружёный(прил.) вагон; соленные(прич.) в кадушке – солёные(прил.) грибы, жарко топленная(прич.) – топлёное(прил) молоко Солёный (прил.) – содержащий соль, приправленный солью. Щи слишком соленые. Соленный (прич.) – приправлять солью, заготовлять впрок с солью. Солены ли щи? Топлёный (прил.) – растопленный, приготовленный топлением, долгим кипячением в легком жару. Топлёное молоко. Топленный (прич.) – обогретый, отапливаемый каким-нибудь способом. Топленная углем печь. Варёный (прил.) – приготовленный варкой для еды, для употребления. Вареный картофель. Варенный(прич.) –от глагола варить – « приготовлять пищу кипячением. Варенные на пару овощи
Сделайте вывод о значении ударения для различения прилагательных и причастий. (В словах с приставкой и зависимыми словами чувствуется действие (глагольность), то есть признак причастия. Они обозначают какой-то временной признак. Слова же без приставок и зависимых слов обозначают постоянный признак. Например, в словосочетании солёные грибы. Здесь неизвестно, когда их солили, давно или недавно, ясно одно: они не свежие, только что сорванные с грядки). - Почему от глагола купить образуется только причастие? (Это глагол совершенного вида. А в причастиях, образованных от глаголов совершенного вида пишется -нн-).
Вывод: Таким образом, мы выяснили, что рассматриваемая орфограмма имеет структурные и морфологические условия выбора. Сформулируем эти условия выбора. Внимание! Орфографическое правило (ученик формулирует правило по опорной схеме).
Орфограмма « -НН- и -Н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных»
Запоминание и воспроизведение новой информации: а) чтение правила по учебнику вслух; б) проговаривание правила каждым про себя; в) воспроизведение правила по опорной схеме.
Обучение умению применять полученные сведения на практике: - По каким же приметам, опознавательным признакам можно определить, что в словах типа печёный – испеченный – печённый в духовке имеется ошибкоопасное место, т.е. орфограмма? - Обозначьте опознавательные признаки орфограммы. - Сравните опознавательные признаки и условия выбора орфограммы в причастиях и отглагольных прилагательных. - Какое наблюдение можно сделать в результате такого сравнения? Вывод: Вы верно определили опознавательные признаки и условия выбора орфограммы «Одна и две буквы -н- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных». Перепишите с доски в тетрадь слова на изученную орфограмму, старайтесь запомнить образец применения нового правила. (Далее учитель даёт образец на каждый признак и каждое условие выбора изученной орфограммы. Затем учащиеся рассуждают по образцу на примере слов, записанных на доске).
III. Формирование знаний и умений: Упражнение 1. Цель: Нами рассмотрены условия выбора одной и двух букв -н- в суффиксах причастий и образованных от глаголов прилагательных. Основная задача теперь – учиться видеть слова с новой орфограммой среди других слов. Задание : Выпишите из текста слова (словосочетания) с изученной орфограммой, сгруппируйте их по опознавательным признакам орфограммы, выделите суффиксы. Какие из слов являются прилагательными, а какие – причастиями?
Мороженая клюква с сахаром, засахаренный миндаль, горох мочёный, изюм кувшинный, пастила рябиновая, сахар лимонный, малиновый… А жаренная с луком гречневая каша , запить кваском! А киселёк клюквенный с ванилью… А мочёные яблоки по воскресеньям, а «грешники» с конопляным маслом, с хрустящей корочкой , с теплой пустотою внутри! (И. Шмелёв)
Организация проверки: Прочитайте слова каждой из трёх групп, обоснуйте условия выбора одной и двух букв -н- в суффиксах выписанных слов. На какие условия выбора встретились примеры? Вывод: Орфограмма встречается в суффиксах причастий и прилагательных, образованных от глаголов. Выбор правильного написания суффиксов определяется наличием или отсутствием приставки (кроме НЕ) и зависимого слова.
Упражнение 2. Цель: Учиться обосновывать условия выбора одной и двух -н- в суффиксах (работа в группах). Задание : Даны предложения:
1. В остывающей печи томилась крынка топлёного молока, запечённого до коричневой корочки. 2. На блюде поданы зажаренные цыплята и свежемороженые фрукты. 3. За обедом подавали варёный картофель и маринованную сомовину.
- Составьте рассуждение на тему: «Правильно ли написаны в слове …две буквы -н-?» Сколько -н- пишется в слове …?» * Рассуждение – текст, в котором что-то доказывается, раскрывается причина и следствие какого-то явления, события. В рассуждении обычно 1) высказывается утверждение (тезис) 2) приводятся доказательства - аргументы 3) делается вывод К тексту - рассуждению можно поставить вопрос: почему мы утверждаем что-то? или просто почему? - Используйте в своем рассуждении вводные слова. Безусловно, в слове… Во-первых, … Во-вторых, … Следовательно, … Организация проверки: - К какому стилю речи вы отнесёте это рассуждение? Что обозначают вводные слова данной группы? Вывод: Тексты относятся к научному стилю речи, цель их дать точную информацию. В текстах употреблены термины, повторяются ключевые слова. Вводные слова указывают на порядок мыслей и их связь.
Упражнение 3. Цель: учиться различать отглагольные прилагательные и причастия на морфемном и синтаксическом, лексическом, орфоэпическом уровне. Задание: Прочитайте словосочетания. Какие операции надо проделать с прилагательными, чтобы в них писалось -нн-? Какой частью речи они тогда станут? Сушёные абрикосы, масленые блины, печёное яблоко, квашеная капуста, калёные орехи, чищеная морковь, пареная репа, плавленый сыр, жжёный сахар, топлёное масло. Различайте слова: * масленый – намазанный, пропитанный, запачканный маслом (масленая неделя – масленица); * масляный – масляные (на масле) краски или картина, написанная ими.
Организация проверки: Прочитайте получившиеся примеры, обоснуйте выбор одной и двух букв -н- в словах. Помогает ли ударение в словах типа сушёный – сушенный на солнце, различать прилагательные и причастия? Меняется ли от перемены ударения значение слова? Приведите свои примеры. Вывод: Все прилагательные образованы от причастий, но восходят к глаголам несовершенного вида, не имеющим приставок и зависимых слов. Добавление приставки или зависимого слов указывает на причастие, которое в полной форме пишется с -нн-. На значение слова и его написание может влиять также ударение: Сушёный (прил.) – приготовленный сушкой. Сушёные фрукты. Сушенный (прич.) – от глагола сушить – «делать сухим». Сушенные фрукты.
Упражнение 4. Цель: Учиться правильно писать слова с изученной орфограммой при употреблении их в тексте. Задание: Распространить предложения причастиями и прилагательными с орфограммой «-Н- и -НН- в суффиксах полных страдательных причастий и отглагольных прилагательных», пользуясь словами для справок.
В доме всё было готово к приёму гостей. Комнаты были уже прибраны. Блестел на солнце недавно ( ) пол. На нём разостланы ковровые дорожки. На столе расставлены закуски. Тут были и ( ) огурчики, и ( ) рыба, и ( ) цыплята, и ( ) пирожки. И вот мы дружно садимся за ломящийся от яств стол. Нам подали ( ) яйца и ( ) окорок, ( ) яблоками гуся, ( ) овощи и ( ) кусок ( ) мяса. Пришлись нам по нраву ( ) грибочки. Да и нельзя было не похвалить: жирные, лимонного цвета подгрузди – круто ( ) освежали холодком.
Слова для справок: покраше…ый, маринова…ый, копчё…ый, жаре…ый, подрумяне…ый, варё…ый, печё…ый, фарширова…ый, тушё…ый, жаре…ый, солё…ый, засоле…ый
Организация проверки: Прочитайте восстановленный текст, обоснуйте условия выбора двоякого написания слов в тексте. С какими разделами науки о языке связаны условия выбора написания использованных вами слов? Вывод: Таким образом, условия выбора правильного написания прилагательных и причастий связаны со словообразованием, синтаксисом и морфологией.
IV. Подведение итогов урока (рефлексия): - Выясним, как вы усвоили новый материал. Вопросы к классу: - Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? - Усвоили ли вы новое правило? - Давайте проверим, как вы поняли новый материал.
Тест. В каком ряду на месте пропуска во всех словах пишутся две буквы -н-? 1) слое…ое тесто, кваше…ая капуста, моче…ое яблоко, засахаре…ые ягоды; 2) копче…ая грудинка, потуше…ые овощи, вяле…ая рыба, кале…ый орех; 3) вскипяче…ое молоко, сея…ая через мелкое сито мука, жаре…ый на масле картофель, выпотроше…ая курица; 4) купле…ые продукты, дистиллирова…ая вода, сгуще…ые сливки, варе…ая колбаса.
V. Постановка домашнего задания:
Цели вашей работы дома – усвоить условия выбора -н- и -нн- в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных; выучить орфографическое правило ( § 21на стр. 57 ); подготовиться к воспроизведению опорной
схемы с использованием самостоятельно подобранных примеров; написать сочинение-миниатюру на одну из тем: «За праздничным столом», «В гастрономе», «Я готовлю обед», используя слова на изученное правило.
VI. Использованные материалы: 1. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. Русский язык, 7 класс. Москва: «Просвещение», 2009 2. Сухова О.В. Русский язык, 7 класс. Уроки: путешествия, игры, КВН, сюрпризы. Волгоград: «Учитель», 2009 3. Шадрина С.Б. Русский язык, 7 класс, поурочные планы. Волгоград: «Учитель» 2009
|