Главная Методика Литература Как написать сочинение-анализ стихотворения - Продолжение

Православная педагогика

Баннер

http://gramma.ru/

Баннер

Полезное

Баннер

Методцентр

Баннер

Олимпиады и конкурсы

Баннер
Баннер
Баннер

популярное


Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79

школа 411



Как написать сочинение-анализ стихотворения - Продолжение Печать
Оглавление
Как написать сочинение-анализ стихотворения
Анализ лексики
Алгоритм работы
Схема анализа
Работа по культуре речи
Главная задача
Сочинения различных жанров
Все страницы

 

      Отрабатывая данный жанр сочинения (анализ поэтического произведения), продолжаю работу по совершенствованию культуры речи.

Это позволяет учащимся давать нормативные оценки языковым явлениям, строить свою письменную и устную речь соответственно орфографическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим нормам языка. Культура владения словом, фразой, предложением, абзацем, текстом - основа языкового анализа текста любого типа и стиля речи. Учащимся даются методические советы.

     Среди элементов культуры речевой деятельности, от которых зависит успех творческой работы, можно выделить:

     - логическое построение речи с помощью аргументов, использование арсенала средств убеждения;

     - содержательность, обстоятельность информации, убедительность;

     - совершенство форм языка, стиля, образная эмоциональная выразительность речи;

     - умение сделать соответствующий вывод.

     К сожалению, в школе до сих пор не введена риторика, и приходится доносить до школьника только фрагменты этой удивительной науки о красноречии, искусства говорить и писать хорошо. Изучив такие темы риторики, как «Поэтические тропы», «Лексическая культура», «Грамматическая культура», «Образно-эмоциональная выразительность речи», учащиеся чувствуют себя увереннее, им легче преодолеть самые уязвимые места сочинения: бедность лексики, однообразие синтаксических конструкций, нарушение стилевого единства.

     Создав авторскую программу для учащихся старших классов, в течение нескольких лет стараюсь увлечь учащихся исследовательской работой по глубокому изучению речеведческих понятий и функциональных стилей. Зная стилистическую теорию (функциональный стиль, его функция, стилевые черты, жанры, особенности языковых средств), ребята ведут наблюдение и исследование текстов-образцов.

    Использую с этой целью следующие приемы и методы:

     - наблюдение над языковыми особенностями текста;

     - исследование текста;

     - сопоставление параллельных текстов разного стиля; выявление языковых особенностей;

     - стилистический анализ исходного текста;

     - лингвистический анализ;

     - создание текста определенного стиля.

       Эрудиция в данном плане накапливается у ребят, начиная с пятого класса, когда они изучают фонетические, лексические, морфологические и синтаксические единицы речи. Главное при этом не забыть продемонстрировать детям, как практически используют их мастера слова.

Значит, ребята уясняют постоянно стилистическую функцию этих единиц речи, и урок, несущий эстетическое наслаждение, будет праздником для детей, многие из них попытаются использовать простые звуки, слова и предложения так, чтобы они стали волшебными при описании времени года, своего любимого уголка природы, животного, картины и т.д.

     Слабое звено при создании сочинения на литературную тему - отсутствие литературоведческого анализа, неумение выразить авторскую позицию и свое личное отношение к проблеме. Читая лирические и прозаические произведения, учитель обращает внимание школьников на то, что писатели и поэты изображают словами природу, людей, поступки, мысли и чувства, и каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет в системе правил и приемов создания художественных образов. Язык произведения связан с родом, жанром, композицией, сюжетом, с темой,  идеей, и проблематикой. И постичь все это помогает исследование текста.

     Зная основные элементы структуры художественного произведения, учащиеся на уроках литературы вырабатывают навыки литературоведческого анализа: определяют идейный замысел, композицию, жанрово-стилевые особенности, выявляют сюжет, находят изобразительно-выразительные средства языка, дают характеристику герое на основе художественных приемов.

     В своей практической деятельности использую текстуальный, проблемно-текстуальный и целостный анализ текста. Анализируя художественное произведение, учащиеся получают задание: собрать весь арсенал средств для создания сочинения определенного жанра.