Главная Методика Литература Как написать сочинение-анализ стихотворения

Notice: Undefined variable: finalStyle in /home/p/platiraru/public_html/plugins/content/joomslide.php on line 627
Как написать сочинение-анализ стихотворения Печать
Оглавление
Как написать сочинение-анализ стихотворения
Анализ лексики
Алгоритм работы
Схема анализа
Работа по культуре речи
Главная задача
Сочинения различных жанров
Все страницы

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ.

 

     Основная задача урока-практикума - углубить и расширить знания по теме «Основные теоретико-литературные понятия, необходимые при анализе стихотворения».

     С целью повышения уровня речевого развития повторяем поэтические тропы и стилистические фигуры ( определение, стилистическая функция, примеры ). Большое внимание уделяется на этих практических занятиях повторению фонетических средств языка: звукописи как совокупности приемов аллитерации и ассонанса, лексических и синтаксических единиц и их стилистической роли в данных текстах.

     В дальнейшем, повторяя этот материал, работаем по определению стихотворного размера, который определяет ритм стихотворения. Учащиеся получают фрагменты стихотворений и определяют размер, ритм, рифму, строфику, интонацию.

Определить стихотворный размер - занятие увлекательное. Больше всего учащиеся любят этим заниматься на факультативе. Они познают «тайны» стихотворения, эти упражнения развивают слух, умение читать выразительно. Определяя стихотворный размер, ребята видят ритмический рисунок произведения, т.е. его мелодию, музыку стихотворной речи.

Заучивая определение рифмы, ее разновидности по расположению в строфе

(парная, перекрестная, кольцевая) и по месту ударения (мужская, женская, дактилическая), учащиеся на практике убеждаются, что мужская рифма придает стиху энергичное, резкое звучание; чем дальше ударение от конца стихотворения, тем мягче звучание стиха.

     Читая строфы стихотворения, внимательно вслушиваемся в каждую строку: каждая из них подобна чуду, тайна поэтического слова открывается

только внимательному взгляду. Ребята задумываются, в чем тайна звучания строф. Слушая стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза», они делают для себя открытие и удивляются, как художник слова передал музыку грозы

просто и гениально: он употребил звукопись, одно из главных средств выразительности поэтической речи.


 

     А дальше идет работа по решению одной из труднейших задач: это анализ лексического строя стихотворения. Учащиеся должны знать, что он связан с авторской мыслью, с идеей.  На примерах отрывков из произведений Пушкина, Лермонтова, Некрасова и др. учащиеся приводят синонимические ряды, антонимы, архаизмы, диалектизмы, фразеологизмы и определяют их стилистическую роль.

     Анализируя стихотворение, обращаю внимание ребят на особенности синтаксиса, порядка слов. В стихах Пушкина, Лермонтова школьники быстро находят инверсию, думают о роли ее в данном тексте. «Перестановка» слов дает возможность сравнить и увидеть, насколько выразительнее, методичнее звучит строка, содержащая инверсию:

            

                          Роняет лес багряный свой убор,

                          Серебрит мороз увянувшее поле...

                                                              ( А. Пушкин )

 

                          Белеет парус одинокий,

                          В тумане моря голубом! ...

                          Что ищет он в стране далекой?

                          Что кинул он в краю родном? ...

                                                               ( М. Лермонтов )

 

     Одно из самых важных понятий при анализе поэтического текста - это понятие « лирического героя» ( лирическое «я» ).

     Лирический герой - это первое лицо, от которого ведется речь в стихотворении. Зная определение, ребята понимают, что помогает поэту передать « мироощущение» любого существа в необъятном мире лирическое «я».

    Учащиеся уясняют: необходимо проводить грань между понятием, «автор» и «лирический герой», даже если они кажутся очень похожими. Можно говорить о близости автора и лирического героя, но это не одно и тоже лицо.


 

Вот теперь, когда учащиеся в какой-то мере овладели теоретико-литературной подготовкой, даю советы и рекомендации:

     - выразительно прочитайте стихотворение;

     - создайте в вашем воображении те картины, которые рисует автор;

     - определите основную мысль и подумайте, как удалось поэту передать свои чувства и воздействовать на ваши эмоции?

      - какие языковые средства избрал поэт, чтобы донести до нас живую авторскую мысль?

Постарайтесь передать это в своей речи, не нарушая поэтической прелести стихов.

     Каждый методист строит схему и план анализа поэтического произведения по-своему. В своей педагогической практике я использую следующую схему


 

СХЕМА АНАЛИЗА ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.

 

I. «Выходные данные».

   1.   Автор, название, время появления, история создания, место 

         творчества автора, кому посвящено.

   2.   Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении.

   3.   Жанровое своеобразие.

   4.   Сведения о литературной ситуации:

         а) как было принято стихотворение?

         б) какие существовали в поэзии течения и направления, к кому был

            близок автор?

 

II. Структура образов в развитии конфликта.

1.     Структура содержания.

2.     Тема, основная мысль, проблема.

3.     Лирический образ или герой.

4.     Движение мысли и чувства в художественном тексте. Развитие конфликта и сюжета (если он есть).

5.     Специфика сюжета (количество сюжетных линий, завязка, кульминация, развязка).

 

      III. Основные особенности поэтического языка.

1.     Время и пространство в произведении.

2.     Художественные приемы и их роль в раскрытии внутреннего мира героя.

3.     Основные изобразительно-выразительные средства языка:

а) поэтические тропы (эпитеты, метафоры, сравнения, 

    олицетворения, метонимия и др.);

б) стилистические фигуры (инверсия, градация, оксюморон,

    параллелизм, риторические вопросы, восклицания, обращения,

    анафора, эпифора и др.);

    стилистическая функция;

    звукопись (аллитерация, ассонанс);

в) поэтическая лексика (синонимы, антонимы, архаизмы и др.);

г) особенности синтаксиса.

         4.   Стихотворный размер.

         5.   Рифма ( по расположению в строфе (парная, перекрестная,

                 кольцевая ); по месту ударения (мужская, женская, дактилическая),

                 точные и неточные рифмы;

6.     Строфика (двустишие, терцет, катрен, пятистишие, октава, сонет                                    

      онегинская строфа ).

 

      IV. Нравственный аспект (ваше личное отношение...).


 

      Отрабатывая данный жанр сочинения (анализ поэтического произведения), продолжаю работу по совершенствованию культуры речи.

Это позволяет учащимся давать нормативные оценки языковым явлениям, строить свою письменную и устную речь соответственно орфографическим, лексическим, морфологическим и синтаксическим нормам языка. Культура владения словом, фразой, предложением, абзацем, текстом - основа языкового анализа текста любого типа и стиля речи. Учащимся даются методические советы.

     Среди элементов культуры речевой деятельности, от которых зависит успех творческой работы, можно выделить:

     - логическое построение речи с помощью аргументов, использование арсенала средств убеждения;

     - содержательность, обстоятельность информации, убедительность;

     - совершенство форм языка, стиля, образная эмоциональная выразительность речи;

     - умение сделать соответствующий вывод.

     К сожалению, в школе до сих пор не введена риторика, и приходится доносить до школьника только фрагменты этой удивительной науки о красноречии, искусства говорить и писать хорошо. Изучив такие темы риторики, как «Поэтические тропы», «Лексическая культура», «Грамматическая культура», «Образно-эмоциональная выразительность речи», учащиеся чувствуют себя увереннее, им легче преодолеть самые уязвимые места сочинения: бедность лексики, однообразие синтаксических конструкций, нарушение стилевого единства.

     Создав авторскую программу для учащихся старших классов, в течение нескольких лет стараюсь увлечь учащихся исследовательской работой по глубокому изучению речеведческих понятий и функциональных стилей. Зная стилистическую теорию (функциональный стиль, его функция, стилевые черты, жанры, особенности языковых средств), ребята ведут наблюдение и исследование текстов-образцов.

    Использую с этой целью следующие приемы и методы:

     - наблюдение над языковыми особенностями текста;

     - исследование текста;

     - сопоставление параллельных текстов разного стиля; выявление языковых особенностей;

     - стилистический анализ исходного текста;

     - лингвистический анализ;

     - создание текста определенного стиля.

       Эрудиция в данном плане накапливается у ребят, начиная с пятого класса, когда они изучают фонетические, лексические, морфологические и синтаксические единицы речи. Главное при этом не забыть продемонстрировать детям, как практически используют их мастера слова.

Значит, ребята уясняют постоянно стилистическую функцию этих единиц речи, и урок, несущий эстетическое наслаждение, будет праздником для детей, многие из них попытаются использовать простые звуки, слова и предложения так, чтобы они стали волшебными при описании времени года, своего любимого уголка природы, животного, картины и т.д.

     Слабое звено при создании сочинения на литературную тему - отсутствие литературоведческого анализа, неумение выразить авторскую позицию и свое личное отношение к проблеме. Читая лирические и прозаические произведения, учитель обращает внимание школьников на то, что писатели и поэты изображают словами природу, людей, поступки, мысли и чувства, и каждое слово в художественном тексте подчинено не только правилам лингвистики, оно живет в системе правил и приемов создания художественных образов. Язык произведения связан с родом, жанром, композицией, сюжетом, с темой,  идеей, и проблематикой. И постичь все это помогает исследование текста.

     Зная основные элементы структуры художественного произведения, учащиеся на уроках литературы вырабатывают навыки литературоведческого анализа: определяют идейный замысел, композицию, жанрово-стилевые особенности, выявляют сюжет, находят изобразительно-выразительные средства языка, дают характеристику герое на основе художественных приемов.

     В своей практической деятельности использую текстуальный, проблемно-текстуальный и целостный анализ текста. Анализируя художественное произведение, учащиеся получают задание: собрать весь арсенал средств для создания сочинения определенного жанра.


 

     Главная задача учителя литературы - подготовить ребят к эстетическому восприятию

 художественного произведения, а основной путь анализа - искать приемы в самом произведении. В этом плане очень хорошим подспорьем являются методические разработки учителя литературы

Е.Н. Ильина, ведущего ученика от художественной детали к пониманию художественного образа, проблематики, идейному пафосу произведения.

Становясь в позицию исследователей, ребята под руководством учителя находят приемы анализа произведения, рассматривают его, соблюдая закон единства формы и содержания.

     В процессе работы над разными видами сочинений (групповая характеристика, индивидуальная характеристика, сравнительная характеристика, литературно-критическое сочинение, сочинение на свободную тему) школьники знакомятся с особенностями важнейших мыслительных операций анализа и синтеза, сравнения и обобщения.

      Решая задачу, как в данном герое отражается авторское видение мира, учитель воспитывает в детях высокие нравственные качества.

     Используя в практике схему, которая ориентирует учащихся на рассмотрение произведения или его компонентов, а также схему анализа прозаического произведения, школьники уже при первом чтении произведения имеют возможность расставить все данные по теме по своим местам, а также предупредить типичную ошибку: рассмотрение содержания в отрыве от формы. Овладев анализом художественного произведения, старшеклассники работают над сочинениями различных жанров.


 

Работа над такими жанрами сочинений, как рецензия, эссе, литературно-критическая статья, развивает у ребят творческую фантазию, образное мышление, художественный вкус, самостоятельность суждений.

     В практике работы использую следующие формы и приемы обучения сочинениям:

     - овладение теоретическими сведениями из области литературы и русского языка;

     - выяснение своеобразия жанра;

     - чтение и обсуждение художественного произведения и литературной критики разных жанров;

     - лекция учителя;

     - эвристическая беседа;

     - текстуальный, проблемно-текстуальный анализ;

     - исследование текста;

     - работа над структурой литературно-критической статьи;

     - подбор эпиграфа, составление плана;

     - обучение аргументации, способам введения цитат в речь;

     - систематизация материала по теме;

     - выписки из критических статей;

     - сопоставление двух точек зрения;

     - использование кино, живописи, музыки;

     - составление вопросов и методических рекомендаций, помогающих учащимся написать работу в определенном жанре;

     - упражнения по предупреждению и исправлению типичных ошибок в письменных работах;

     - экскурсия в творческую лабораторию писателя, художника;

     - рецензирование, анализ, письменных работ;

     - редактирование и взаиморедактирование;

     - выявление причины нарушения стилевого единства в негативном тексте;

     - стилистический и лингвистический анализ фрагментов художественного произведения;

     - анализ эпизода художественного произведения;

     - создание сочинений разных жанров.

Автор:  Гребень Нина Алексеевна

учитель русского языка и литературы