Православная педагогика
http://gramma.ru/
Полезное
Методцентр
Олимпиады и конкурсы
популярное
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79
школа 411
Как писать сочинение-отзыв и сочинение-рецензию |
Сочинение-рецензия Сочинение-рецензия — вид работы по литературе, который практикуется в старших классах, как в процессе обучения, так и на выпускных (переводных) экзаменах. Рецензия может быть написана на сочинение школьника, фильм, спектакль, литературный концерт, но чаще всего на самостоятельно прочитанное произведение литературы. Как правило, рецензируются новые произведения, литературные «новинки», однако в школьной практике встречается более широкий подход к рецензии (предлагается рассматривать литературу двух-трех последних десятилетий или даже XX века в целом). Учащемуся (выпускнику), пишущему рецензию, необходимо в первую очередь различать такие жанры школьного сочинения, как рецензия и отзыв.
Как писать рецензию? (методические рекомендации) Как начать писать рецензию? Как совместить отзыв, суждение, личное отношение и литературоведческий анализ текста “в одном флаконе”? Безусловно, что у каждого опытного учителя есть своя копилка методических приёмов, при помощи которых он помогает ученикам анализировать текст и писать рецензии. Обсудим некоторые из них, помня о том, что здесь нет и не может быть точных рецептов. Пусть наши ученики свободно прибавляют, вычитают и делят ингредиенты для приготовления своего собственного блюда, которое доставит удовольствие им самим и тем, кто собрался за экзаменационным столом. Как не надо начинать? Уже упоминавшийся нами блестящий филолог и очень остроумный человек В.Шкловский писал: “Нельзя начинать критическую статью – “я развернул книжку” или – “я заинтересовался”, “я перелистал”, “я заглянул”. Нельзя также начинать театральную рецензию со слов – “я пришёл в театр и сел в кресло”. Всё это крайне беспомощно, так как начать читать книгу, не развернув её, невозможно”. Итак, как не следует начинать, кажется, понятно. Тогда как начать? Часто рецензия начинается с библиографического описания произведения и краткого (в одном-двух предложениях) пересказа его содержания. Подробный пересказ снижает ценность рецензии: во-первых, неинтересно будет читать само произведение; во-вторых, одним из критериев слабой рецензии справедливо считается подмена анализа и интерпретации текста его пересказом. Некоторые рецензенты предпочитают нетривиальный ход – они начинают с того, чем другие обычно заканчивают. Вот пример из рецензии, опубликованной в одном из номеров журнала “Новый мир”: “Начать хотелось бы с того, чем нормальные люди заканчивают, — с резюме, с главного акцента: возможно, перед нами сочинение из ряда самых интересных, а то и самых значительных за последние годы” (М.Бутов. У кого суп жидкий, у кого жемчуг мелкий, или Самый настоящий роман // Новый мир. 1999. № 6). Всякая книга начинается с названия, которое в процессе чтения как-то интерпретируешь, разгадываешь. Слово, вынесенное в заглавие, невольно становится ключом к последующему тексту. Предложите ученикам поразмышлять над вопросом: какие личные, культурные и литературные ассоциации возникают в памяти, когда вы читаете название произведения? Очевидно, при чтении (произнесении) названия у читателя должен возникнуть ряд ассоциаций, помогающий более глубокому и многогранному восприятию самого текста. Название хорошего произведения всегда многозначно, это своего рода символ, метафора. Первое предложение или первый абзац. Можно прочитать первый абзац текста вслух и предложить ученикам спрогнозировать, о чём пойдёт речь в дальнейшем, какие ожидания вызывает у читателя этот абзац. Затем прочитаем последний абзац – ожидали ли вы подобного финала или здесь возникает эффект обманутых ожиданий? Попытаемся найти ключевые слова в первом предложении. * * * Многое для понимания и интерпретации текста может дать анализ композиции. Размышления над тем, какие композиционные приёмы (антитеза, кольцевое построение и т.д.) использованы в произведении, помогут рецензенту проникнуть в замысел автора. Текст в большинстве случаев выстраивается определённым образом, несущим на себе особую смысловую нагрузку. Эта последовательность никогда не бывает случайной. На какие части можно разделить текст? Как они расположены? Пусть ученики дадут свою интерпретацию расположению частей произведения. В каждом талантливом произведении писатель создаёт свой неповторимый мир. В нём время и пространство существуют по особым законам. Задумаемся, что ценно в этом мире? Иногда на это в тексте есть прямые указания, переданные через ключевые слова. С их помощью писатель подаёт сигнал нам, тем, кто читает и интерпретирует текст. Проникнуть в созданный автором мир произведения может помочь художественная деталь. Так, “Йорик” целиком построен на детали, он как будто вырастает из крошечного осколка. Даже форма глагола может многое сказать опытному читателю. Даже синтаксическое строение предложения, использование простых и сложных предложений, вводные слова и однородные члены дадут опытному читателю-рецензенту пищу для размышлений. И последнее. Не забудем, что “судить писателя следует по законам, им самим над собой признанным”. И следует помнить, что главный судья и критик – это время. Время всё расставит по своим местам. А пока нынешние выпускники оценивают произведения современной (им? нам?) литературы. Может быть, кому-то из сегодняшних школьников предстоит стать литературными критиками, а экзамен для них – только первый шаг. Но, по словам Лао Цзы, путешествие в тысячу ли начинается с одного шага…
|