Анализ рассказа М.Булгакова "Морфий" (из опыта коллег) Печать

Сценарий интегрированного урока

«Отравленная душа»

(Урок-исследование по рассказу М.А. Булгакова «Морфий» в 11-м классе)

 

З.Р. Каримгулова, учитель русского языка и литературы средней школы №84 г. Уфы

 

Оформление класса

  • На доске написан эпиграф урока

Кто-то там проколол свою совесть,

Кто-то в сердце вкурил анашу.

Эх, ребята, про вас нужно повесть,

Жалко, повесть я не пишу.

В. Высоцкий

По обе стороны доски вывешены два плаката. На одном изображены ледяная горка в виде шприца и человек, катящийся вниз с нее (подробное сравнение своей жизни с жизнью Кая, героя сказки Г.Х. Андерсена «Снежная королева», мчащегося в объятия королевы, проводит сам герой рассказа М.А. Булгакова). По ходу урока ученик-помощник прикрепляет к плакату полоски ватмана, на которых записаны цитаты, характеризующие состояние героя в тот или иной момент жизни. На горке написаны слова: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадает на долю та же участь…».

На другом плакате герой изображен, склоненным над шприцом, впереди него облик Старушки-смерти с вилами. (Сюжет плаката тоже взят из рассказа).

Музыкальное оформление

В начале урока – отрывок из песни «Марихуана» в исполнении Линды.

В конце урока – мелодия из «Реквиема» В.А. Моцарта.

 

Учитель. Сегодняшний урок мне хочется начать с некоторых цифр. Они взяты из брошюры, изданной в одной из уфимских школ. Цифры ужасные, вдумайтесь в них: «Каждый третий школьник знает вкус наркотика. Число смертельных случаев от употребления наркотиков среди населения России увеличилось за последние 10 лет в 12 раз, среди детей – в 42 раза». Быть может, данные несколько преувеличены? Хочется верить в это. К нам, в наше общество, пришла большая беда – наркомания. И хотя тревожные сигналы о росте числа наркоманов появились в закрытых отчетах МВД 20 лет назад, угрожающие размеры эта проблема приняла в последние годы.

«Отравленные души, загубленные судьбы»…Не о них ли писал Владимир Высоцкий (читает строчки, написанные на доске).

Другой мастер слова, Михаил Афанасьевич Булгаков, 73 года тому назад написал в пронзительном рассказе-исповеди «Морфий»: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом, предупреждаю всех, кому выпадает на долю та же участь…»

Неужели и в эти годы люди сталкивались с проблемой наркомании? Да, это так. Морфинизм был распространенным заболеванием, а число несовершеннолетних, употребляющих эти и другие наркотики, исчислялось не сотнями и тысячами, а десятками и сотнями тысяч.

 

Проводится беседа с учениками на основе прочитанного с использованием информации групп «медиков» и « социологов».

 

Учитель. Итак, каково ваше первоначальное впечатление от рассказа «Морфий»?

 

Ученики делятся своими впечатлениями.

 

Учитель. Напомните, пожалуйста, когда и в связи с чем был написан рассказ?

Первый ученик. Произведение датировано 1927 г. Впервые было опубликовано в журнале «Медицинский работник» за 1927 г.

Булгаков по образованию был врачом, служил по распределению в Никольской земской больнице, далее в Вяземской городской больнице в 1917-1918 годы. Наблюдения Булгакова-врача послужили основой для написания цикла рассказов «Записки юного врача» и рассказа «Морфий».

По некоторым сведениям, Булгаков когда-то сам испытывал зависимость от морфия. К счастью, ему хватило силы воли, поддержки близких людей для того, чтобы перебороть эту болезнь. И тем интереснее нам это необычайное произведение.

Учитель. Почему необычайное? Что показалось вам наиболее интересным в построении этого произведения?

Второй ученик. Композиция произведения – «рассказ в рассказе». Здесь всего 5 глав, но наиболее интересной является четвертая, где представлен дневник доктора Полякова. В нем день за днем прослеживается судьба земского врача, заболевшего морфинизмом.

     Учитель. Достоверность ужасных мучений, физических и моральных, гарантируется изначально, поскольку автор выбрал для их описания форму дневника. Всем известно, что дневнику доверяется наиболее сокровенное, личное, то, что порой нельзя невозможно рассказать даже самому близкому человеку. Кроме того, его пишет врач – человек, который может описать свои ощущения как специалист, вооруженный знаниями, а значит, казалось бы, могущий что-то изменить. Но, увы…

Передайте, пожалуйста, кратко начало рассказа.

Третий ученик. 1918 год. Некий молодой человек, врач Бомгард, тихо радуется своему счастью – он получил перевод в уездный город из глухого Гореловского участка. Это означает, что через несколько месяцев он сможет вернуться в Москву.

Но вот однажды во время ночного дежурства Бомгарду приносят написанное на клочке бумаги письмо от его товарища по университету доктора Полякова, который ныне работает на Гореловском участке. Из письма становится ясно, что доктор Поляков сильно болен.

Учитель. Зачитайте письмо.

 

Третий ученик читает письмо.

 

Учитель. Что можно сказать о человеке, написавшем такое письмо? К каким выводам приходит наш герой?

Четвертый ученик. Он теряется в догадках, чем же болен Поляков, и решает его срочно навестить. «Письмо нелепое, истерическое. Письмо, от которого у получающего может сделаться мигрень».

 Учитель. Истерическое письмо получено от человека, которого сам же Бомгард помнит как.…Дополните, ребята.

Пятый ученик. Как «очень рассудительного» человека.

Учитель. Что еще мы можем вспомнить о характере Полякова?

Шестой ученик. Сам Поляков пишет о себе так: «С детства я отличался громаднейшей силой воли… я был очень жизнерадостным человеком до моей семейной драмы».

 Учитель. И вот теперь некогда «очень рассудительного человека» привозят ночью в больницу. Каким его увидел Бомгард?

 

Ученики цитируют.

 

Учитель. С какой целью автор так детально описывает его?

Первый ученик. Используя антитезу, автор хочет показать, каким был доктор Поляков и каким он стал всего за один год.

Учитель. Умирающий Поляков передает Бомгарду свое письмо и тетрадь с дневниковыми записями. Вспомните, как оно написано? Как сделаны записки в дневнике? О чем это говорит?

Второй ученик. Если первые записи в дневнике были сделаны красивым и аккуратным почерком, то последние уже неряшливо, слова иногда сокращены, написаны не ручкой, а карандашом, некоторые листы выдернуты. Письмо тоже написано неровно. Это говорит о его состоянии души, о том, что произошло нечто ужасное, сломавшее его.

 

Ученик читает письмо.

 

Учитель. Итак, перед нами дневник доктора Полякова – исповедь человека, оказавшегося вдруг в российской глубинке, в одной из отдаленных больниц по распределению. Каковы временные рамки этого дневника?

Третий ученик. Записки ведутся с 20 января 1917 года по 13 февраля 1918 года. Мы узнаем историю жизни молодого человека за год с небольшим; причем иногда интервалы между записями составляют один день, а иногда – несколько месяцев. Очевидно это зависело от состоянии его здоровья и души.

Учитель. Каково содержание первой записи?

Четвертый ученик. «…и очень рад. И, слава богу; чем глуше, тем лучше. Видеть не могу, а здесь я никаких людей не вижу, кроме больных крестьян. Но они ведь ничем не тронут моей раны?»

Учитель. О какой ране говорит Поляков?

Пятый ученик. От него ушла любимая женщина – оперная певица с «необыкновенным голосом» и «темной душонкой», как он пишет в дневнике за третье февраля. «Пожила год и ушла». 

Учитель. Какие слова, повторяющиеся многократно, помогают понять нам душевное состояние Полякова?

Шестой ученик. Слова «я один». Он чувствует себя очень одиноким, подавленным, «погребенным под снегом»: «Целым вечерами я один, один». Чувствуется какая-то зависть даже к относительной устроенности его помощника – фельдшера, которого он недолюбливает. «Они (фельдшерский персонал) живут во флигеле. А я один», - подчеркивает Сергей Поляков третий раз в записи за 11 февраля.

Учитель. Что случилось в ночь на 15 февраля.

Первый ученик. Для Полякова это была роковая ночь, потому что у него сделались какие-то боли, что, казалось, будто воткнули в живот раскаленный лом и вращали. Он послал за Анной Кирилловной, фельдшерицей, «очень милым и развитым человеком», и та вынуждена была впрыснуть ему морфий.

Учитель. Пожалуйста, «медики», дайте справку, что такое морфий.

 

Учитель обращается к двум ученикам, которые заранее ознакомились с медицинской литературой по наркомании.

 

Первый «медик». Морфий – это наркотическое вещество, применяемое в медицине с целью обезболивания. Сильнее всего морфий действует на головной мозг человека.

Учитель. Что сам Поляков говорит о морфии?

Второй ученик. Он воздает хвалу тому, кто первый извлек из маковых головок морфий, считает его «истинным благодетелем человечества», так как боли прекратились через 7 минут после укола. «После укола впервые за последние месяцы спал глубоко и хорошо, - без мыслей о моей, обманувшей меня».

Правда, здесь еще видно чисто докторское любопытство. Он считает, что было бы хорошо, если бы врач имел возможность на себе проверить многие лекарства – «совсем иное у него было бы понимание их действия».

Учитель. Что происходит в последующие дни?

Третий ученик. Уже на следующий день, 16 февраля, он сам, «опасаясь припадка», хотя боль была и несильная, «впрыснул в бедро один сантиграмм» из пузырька, оставленного Кирилловной. Через 2 дня он уже пишет: «Четыре укола не страшны». А через 10 дней впрыскивает уже 1,5 шприца и на предупреждения Анны Кирилловны «Будьте осторожны», отвечает: «Вздор».

Учитель. Почему он это делает?

Третий ученик. Он хочет забыться. Зато теперь: «Но вот уже полмесяца, как я ни разу не возвращался мыслью к обманувшей меня женщине. Мотив из партии ее Амнерис покинул меня. Я очень горжусь этим. Я – мужчина». Со скрупулезностью доктора он описывает свое состояние после принятия морфия. Ему очень хорошо, никакие мысли не тревожат, спит сладко, все вокруг преображается.

Учитель. Прошу «медиков» дать комментарий.

Второй «медик». Различают три стадии развития этого заболевания. При первой стадии развивается психологическая зависимость. Человек испытывает эйфорию, когда все кажется прекрасным, нет никаких неприятных ощущений. Видимо, наш герой находится на первой стадии заболевания.

Учитель. Как долго длится такое его состояние?

Пятый ученик. Если быть точным, то до 19 марта, т.е. чуть больше месяца. Ему даже стали сниться «стеклянные сны», когда сам доктор мог ими «управлять» (он видел сны о выступающей на сцене Амнерис). После них он вставал сильным и бодрым и работал хорошо.

Учитель. Интересуют ли Полякова какие-то внешние события, общественная жизнь?

Шестой ученик. Нет, до него дошли слухи о чем-то грандиозном. Будто бы свергли Николая Второго. И в дневнике 10 марта он пишет: «Там происходит революция», и больше по этому поводу ничего. Внешнее его не интересует. Он полностью погружен в себя, он «спокоен, спокоен».

Учитель. И вот так пролетел 1 месяц и 4 дня. Из-за чего произошел срыв в поведении доктора?

Второй ученик. «Тут я впервые обнаружил в себе неприятную способность злиться, а главное, кричать на людей, когда я не прав». «Швырнул шприц», «сам задрожал», «злость наплыла на меня», «в душе у меня ярость кипела», «шел и трясся». И только после того, как Анна Кирилловна сделала ему все же укол (доза уже увеличилась в 3 раза), Поляков стал прежним, попросил извинения за грубость. «Сам не знаю, что это со мной произошло. Раньше я был вежливым человеком», - пишет он.

«Первый медик». Можно уже говорить о второй стадии заболевания, когда формируется не только психическая, но и физическая зависимость. Начинается утрата эйфории, проявляется токсическое действие наркотика. Поражается центральная нервная система.

Учитель. Анна Кирилловна, фельдшерица с Богом забытого участка. Кто она для Полякова: палочка-выручалочка, делающая в нужный момент ему раствор, или нечто больше?

Третий ученик. Анна Кирилловна любит Полякова и проклинает себя за то, что сделала ему тогда первое впрыскивание. Она беспокоится за него и просит одуматься, уехать лечиться. Анна Кирилловна стала тайной женой Полякова, о ней он пишет: «По правде говоря, эта женщина – единственно верный настоящий мой человек. И, в сущности, она и должна быть моей женой». Но из записи этой видно, что Амнерис он все равно не забыл, а если и перестает о ней думать, то только под влиянием наркотика: «Тут я забыл. Забыл. И все-таки спасибо за это морфию».

Учитель. Прошло еще 19 дней, затем 20. Запись в дневнике очень коротка. Но о чем она говорит? Прокомментируйте, пожалуйста.

Четвертый ученик. «Это мучение». «Весна ужасна». Не весна ужасна, а его состояние ужасно. Поляков пытается заменить морфий на кокаин. Его состояние только ухудшается. Восторг и блаженство теперь длятся только минуты. «И потом все исчезает бесследно, как не было. Наступает боль, ужас, тьма».

Учитель. Найдите описание тьмы Поляковым.

Пятый ученик. «Весна гремит», «черные птицы», «лес щетиной, ломаный и черный», «закат горит». Он не видит ни пробуждения природы, ни появления первых цветов – для него все черно. Таково его состояние души.

Учитель. Теперь доктору Полякову наркотики требуются постоянно. Он описывает один из вечеров своих тогда же, 9 апреля, когда вынужденно совершает 15-16 «прогулок» по комнате, а потом вновь идет колоться.

Прошу «медиков» дать пояснение по этому поводу.

Второй «медик». Видимо, наступила последняя третья стадия болезни, которая характеризуется максимальной физической зависимостью от наркотика, наступлением тяжелых, необратимых изменений в организме и психике, когда колются не с целью развития эйфории, а с целью избежания развития абстиненции, или «ломки», которая выражается в слабости, болях, рвоте, судорогах, отклонениях в психике.

Учитель. Когда же, наконец, Поляков понимает, что заболел, именно заболел морфинизмом?

Шестой ученик. Прошло чуть менее двух месяцев. 13 апреля он пишет: «Я – несчастный доктор Поляков, заболевший в феврале этого года морфинизмом…» Дозы его увеличиваются: он впрыскивает  себе 2 раза в сутки по 6 кубиков.

Учитель. Меняется ли его поведение на людях?

Первый ученик. Еще и еще раз он пытается убедить себя, что «ничего особенно страшного нет», вреда пациентам его морфинизм не причиняет. Но его мучают страхи: ему кажется, что кто-нибудь узнает о его пороке, и он сам решает вечерами с людьми не сталкиваться даже случайно.

Учитель. Так неужели это все? Неужели ничего нельзя сделать? Пытается ли Сергей Поляков что-то изменить в своей жизни.

Второй ученик. Да, пытается. Пытается воздержаться от следующей дозы. 18 мая описывает свое состояние в день воздержания и сравнивает его с тем, что написано в учебном пособии по этому поводу. Доктору слова из учебника кажутся «тусклыми, казенными», не передающими и  сотой доли того, что испытал он сам. «Не тоскливое состояние, а смерть медленная овладевает морфинистом, лишь только вы на час или на два лишите его морфия». Он сравнивает свое состояние со смертью от жажды, которая покажется райской по сравнению с жаждой морфия; с мучениями заживо погребенного, умирающего от недостатка воздуха; со страданиями еретика, когда первые языки пламени лижут его ноги. Не вытерпев мучений, доктор снова делает себе инъекции, увеличивает дозу.

Учитель. И вновь какое-то облегчение, и надежда на то, что «не так страшно», что рано или поздно он бросит. Но мы видим, что бросить самостоятельно герой уже не может, нужна врачебная помощь. Недавно я прочитала стихи, написанные одной больной со стажем. Они страшны, страшны своей безысходностью. Хочется, чтобы и вы услышали их.

 

 

 

 

Вены ждут вмазки,

Как дети ждут сказки,

Как влаги – цветы,

Как ждешь меня ты.

Плачут и стонут

Ночью бессонною.

День наступает –

Но не отпускает.

О, пощадите!

Вены заприте

На 10, на 100, на 1000 замков,

И от мучительных адских оков

Ключ заберите и уберите.

Как мне поверить, что навсегда

В венах моих поселилась вода?

 

Далее в дневнике вырезано десятка два страниц. Как вы думаете, что произошло, почему нет страниц?

Третий ученик. Если судить по следующей записи, то сделана она уже в ноябре, то есть «вырезаны» почти полгода его жизни. Видимо, Полякову становилось все хуже и хуже, а за некоторые его поступки ему было стыдно даже перед самим собой.

Учитель. Из записи 14 ноября 1917 г. Мы узнаем о его попытке лечиться. С какими историческими событиями совпадает его пребывание в больнице? Как они влияют на доктора? Помогло ли ему лечение?

Четвертый ученик. Дни лечения в Москве совпадают с Октябрьской революцией 1917 года. Но ничто Полякова не волнует. Мир ему не нужен, как и он «никому не нужен в этом мире». Так считает доктор. И никакая стрельба ему не страшна, так как «что вообще может испугать человека, который думает только об одном – о чудных, божественных кристаллах». Поляков, не выдержав лечения, бежит из больницы, захватив больничную рубашку, украв морфий из шкафа.

Учитель. И тут возникает проблема морального плана. Он крадет наркотик, потому что увидел ключ в замке. «Я решил, что во время боев и всей кутерьмы, связанной с переворотом, я нигде не достану морфия». Но, а если бы ключа не было? Взломал ли он шкаф или нет? Как отвечает на этот вопрос сам Поляков?

Пятый ученик. К ужасу своему он отвечает: «Взломал бы». Он теперь пойдет на все, лишь бы достать наркотик. «…Да, я дегенерат. Совершенно верно. У меня начался распад моральной личности», - констатирует Сергей Поляков.

Учитель. Видимо, этот момент можно назвать кульминационным.

Я думаю, вы все сможете привести меры из нашей сегодняшней жизни, когда никакие моральные запреты, а порой и уголовные наказания, не становятся, к сожалению, преградой для совершения противоправных деяний со стороны людей, погрязших в болоте наркомании. Несут из дома, воруют, требуют деньги у младших, у стариков, угрожая им, - ничем не брезгают наркоманы, лишь бы избежать мучений, подобно тем, которые описаны Булгаковым. Жутко и неприятно узнавать, что, украв морфий, Поляков делает себе укол в уборной. А в двери ломятся, «руки прыгают, и прыгает крючок, того и гляди, распахнется дверь…» С тех пор и фурункулы у него. Вспоминая позже этот момент, он плачет. На другой день Поляков возвращается к доктору М, но продолжить лечение отказывается. Как вы думаете, почему?

Шестой ученик. Он слабый. Он боится мучений. «Нет. Нет. Изобрели морфий… ну так найдите же способ и лечить без мучения!» - восклицает в своих мыслях Поляков.

Учитель. Но дорога у таких больных одна. И об этом говорит Сергею лучше лечащий врач. «Вот что, - заговорил он, - одумайтесь. Помните, что вы все равно попадете в психиатрическую лечебницу, ну, немного позже… И притом попадете в гораздо более плохом состоянии».

Наш герой не услышал этих слов и не сделал над собой усилий. А может быть, он просто уже не мог ничего сделать. Расскажите о его душевном и физическом состоянии после приезда в Москву.

Пятый ученик. Поляков пытается забыть все, что было с ним в Москве: «Мне ни до чего нет дела, мне ничего не нужно, и меня никуда не тянет». Он пишет, что у «морфинистов есть одно счастье, которое у него никто не может отнять, - способность проводить жизнь в полном одиночестве».

У реки, куда он приковылял, опираясь на палочку, он увидел летящую старушонку с желтыми волосами. Галлюцинации? Да, он так испугался этого образа Смерти, что упал, простирая руки, закрываясь, а потом, ковыляя, побежал к дому, к месту спасения, к морфию, ничего не желая, кроме того, чтобы не разрывалось  сердце.

Меняется внешний вид Полякова. Без палочки он теперь не ходит, руки его дрожат, они «прозрачны», «одна кость и кожа», восковая бледность на лице, на предплечьях и бедрах нарывы.

Учитель. Прошло еще чуть больше месяца. В жизни доктора небольшие перемены – его переводят на участок, с которого уехал доктор Бомгард. И вновь решение поехать лечиться в Москву, но оно не реализовывается. Почему?

Второй ученик. Он не может расстаться с «кристаллическим растворимым божком», боится, что во время лечения погибнет. «Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны во время воздержания. Я их боюсь. Во время эйфории я их всех люблю, но предпочитаю одиночество».

Учитель. И вновь Анне, которая приехала «желта, больна», перед которой он чувствует себя виноватым, дана клятва, что они все-таки поедут в Москву. Но клятва не сдержана. Что вновь помешало ему?

Третий ученик. Он ни во что не верит, представляет свою жизнь, как полет с горки, сравнивая себя с Каем, мчащийся в объятия Снежной королевы.

Учитель. Вот эта параллель нашим иллюстраторам показалась наиболее интересной, и они попытались изобразить свое видение на плакате.

 

Учитель еще раз обращает внимание на плакат и на листочки с цитатами, прикрепленные к нему. Первая цитата: «Я был очень жизнерадостным человеком до моей семейной драмы», вторая цитата: «Шорохов пугаюсь, люди мне ненавистны».

 

Учитель. Не решаясь обратиться к психиатрам, он посылает доктору Бомгарду письмо, надеясь найти в нем участие: «Он что-нибудь придумает. Пусть отвезет меня в Москву…» Но, не дождавшись его приезда, Поляков стреляется. Что подтолкнуло Сергея Полякова к самоубийству?

Четвертый ученик. Безысходность, воспоминания об унизительных днях в Москве, когда он краденый морфий впрыскивает в себя в уборной. И вот 13 февраля 1918 года. Без укола 14 часов, немыслимое для него время. Сергею пришло в голову, что «позорно было бы хоть минуту длить свою жизнь. Такую – нет, нельзя».

Учитель. На этом обрываются дневниковые записи, или история болезни доктора Сергея Полякова, как их назвал сам автор. Бомгард решил их напечатать. Для чего он это сделал?

Пятый ученик. Доктор Бомгард говорит, что не может с полной уверенностью сказать, поучительны ли они. «По-моему, нужны», - пишет он. И печатает их почти через 10 лет после смерти главного героя, когда «жалость и страх, вызванные записями», ушли, Анна Кирилловна умерла от сыпного тифа, а Амнерис уехала за границу.

Учитель. Готовясь к этому уроку, ребята еще до прочтения рассказа М.А. Булгакова провели небольшой социологический опрос среди старшеклассников нашей школы, результаты которого вы сейчас услышите.

Первый «социолог». В опросе участвовало 77 человек. Анализ ответов показал, что все прекрасное понимают, что такое наркомания. Неправильных формулировок не было. 80% отвечающих считают, что информации о наркотиках достаточно, 10%, что не совсем, 10% считают, что ее мало.

На вопрос, почему же люди, зная о последствиях пристрастия к наркотикам, все же пробуют его, ответили, что в большинстве случаев подталкивают к этому комплексы, неудачи, желание быть лидером.

Огорчает, что на вопрос, много ли среди друзей и знакомых наркоманов, 8% ответили «много». Остальные ответы распределены таким образом: 72% считают, что таковых немного, 12% - что у них  таких друзей нет, а 8% - затруднились ответить.

Второй «социолог». Как же наши старшеклассники относятся к ним? 79% считают, что это больные люди, они испытывают жалость к ним. 10% относятся отрицательно, 2% - положительно, 2% - безразлично, 2% не понимают наркоманов, 5% не считают их за людей.

15% учащихся ответили, что с этим злом бороться невозможно, 5% считают, что сам больной может справиться с наркоманией. Большинство же предполагают улучшать экономическую ситуацию в стране и регионе; чаще рассказывать о наркоманах, указывая на их проблемы; проводить акции по пропаганде здорового образа жизни; бороться с торговцами наркотиков.

Опрос показал, что проблема наркомании в нашем городе существует и наши старшеклассники не испытывают иллюзий на сей счет.

Первый «медик». Специалисты считают, что коварство наркомании заключается в том, что наркоманы очень поздно понимают, что речь идет уже не о безобидном баловстве, а о зависимости от наркотиков. Пристрастие может развиться через 2-3 месяца, а может и после первой инъекции.

Учитель. Что случилось с доктором Поляковым, мы прочитали, поэтому никто не должен говорить о себе: «Я могу попробовать этот наркотик, а потом перестану. Ничего страшного не случится, у меня же есть сила воли». Увы, сила воли может не сработать, как не сработала она у героя Булгакова. Нельзя пробовать наркотики! Мужество, сила, настоящий характер, престиж заключается в том, чтобы отказаться от соблазнов и самых настойчивых советов. Печальная судьба доктора Полякова, я думаю, должна послужить для нас предостережением.